Как изготовить хорошие сани для лошади своими руками

Учимся запрягать лошадь

Русская упряжь для саней очень рациональная, в ней нет ни одной лишней детали. Более того, она прекрасно подходит для езды по бездорожью или в снежных заносах. Прежде, чем запрячь коней, нужно, конечно же, разобраться с упряжью. В принципе, она мало чем отличается от той, которая применяется для телеги. Здесь присутствуют все те же детали и все те же комплектующие. Подробнее смотрите на фото-схеме.

Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Инструкция

  1. Запрягать лошадь в сани, как и телегу, начинаем с одевания уздечки. Обязательно трензель нужно подержать в ладонях, дабы холодным железом не повредить мягкие ткани во рту животного.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в правую — шлею и накладываем ее на корпус лошади таким образом, чтобы седелка оказалась на своем месте. Поправляем гриву, шлеи, чтобы они ровно лежали на теле животного.
  3. Затем затягиваем подпругу, чтобы между шлеей и животом коня помещалось два пальца.
  4. Теперь одеваем хомут — через голову лошади.
  5. Не забываем оглобли прикреплять к чересседельнику за петлю сиделки.
  6. Затягиваем супонь на хомуте.
  7. Проверяем положение дуги, она должна амортизировать толчки хомута для более комфортного движения животного.
  8. К уздечке пристегиваем вожжи.
  9. Если в сани нужно запрячь тройку, то боковых пристяжных лошадей пристегивают за шлеи.

Сани, просто сани

И, наконец, обратимся еще к одной старинной санной традиции — поговорим о катаниях с гор. Да-да, просто на санках, ведь тут вам для отличного времяпрепровождения не понадобятся четвероногие партнеры.

На Руси такое развлечение известно издревле, особенно веселые и массовые катания традиционно проходили на Масленицу, когда десятки человек с «кормчими» во главе со смехом и песнями наперегонки спускались в больших общих санях, личных деревянных саночках, а то и просто на чурбаках-бревнышках или вырубленных в ближайшей речке кусках льда.

А вы сами в детстве неужели ни разу не скатывались с визгом с наезженной скользкой горки, с хохотом врезаясь у подножия в кучу-малу барахтающихся в снегу друзей? Не верим!

Просто если раньше малышня довольствовалась для этих целей обледенелой картонкой или собственным портфелем, то в современном мире изобилия к услугам любителей катания с горок придумана масса «спортивных снарядов»: от простеньких пластиковых изогнутых дощечек с ручками до навороченных санок и надувных ярких тюбингов.

Взрослые же иногда предпочитают усложнить себе жизнь дополнительным экстримом и заморачиваются построением особых ледяных желобов-трасс, с которых катаются на специальных санях. Впрочем, это уже скорее относится к зимним видам спорта, так как для такого катания необходимы длительные тренировки и особая подготовка.

В общем, надеемся, мы в очередной раз убедили вас, что мороз и сугробы — вовсе не повод грустить у окна. Одевайтесь теплее и вперед, покорять снежные просторы, например, на санях и санках!

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.

С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Воротник – конусообразная конструкция, которая надевается на шею лошади и ограничивает ей обзор. Кроме приведенных выше, могут использоваться и другие предметы сбруи, более общего назначения.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
  • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
  • После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
  • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
  • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.

История появления сбруи

Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Особенности транспортного средства

Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.

Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.

Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.

Сакральное значение

Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.

Виды

Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.

Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.

  • Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
  • Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
  • Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
  • Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.

Правила запряжки лошади в русскую упряжь

Если говорить об оглобельно-дуговой запряжке, то именно этот вариант относится к классике и является чисто русским. Прежде чем приступить к закладыванию лошади в телегу, нужно иметь понятие о том, какие элементы входят в русскую упряжь:


Оглобельно-дуговая запряжка

  • хомут с парой гужей;
  • дуга;
  • седелка;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • подпруга;
  • вожжи;
  • шлея;
  • уздечка.

Если говорить о хомуте для коня, то его подбирают индивидуально на каждую лошадь. Она должна прилегать к плечам лошади. Слишком большой хомут можно немного сузить по внутренней части путем нашивания войлока. А вот маленький хомут одевать категорически нельзя. Чтобы использовать чересседельник, обязательно одевать седелку, чтобы тонкий ремень не мог натереть кожу, т.к. во время запряжки он идет через верхнюю часть седелки.

Все части сбруи должны быть лошади впору, слишком тесная или слишком свободная упряжь может привести к травмам и несчастным случаям. То же самое касается и средства передвижения. Перед работой необходимо проверить целостность телеги, работу тормозов.

После того, как все проверено, можно запрягать лошадь и лучше всего это делать под чутким руководством специалиста. Если амуницию одевают в деннике, то все начинается с уздечки, если на развязках, то уздечка одевается в последний момент.


Запряжка лошади

На спину кладется седелка так, чтобы ее передняя часть находилась выше холки. Подпруга затягивается так, чтобы между лошадью могло с трудом пройти 2 пальца.

Хомут одевается клещами вверх и переворачивается непосредственно в узкой части шеи лошади. Затем наступает черед шлеи, которая тщательно расправляется и укладывается на спину.

При закладке в телегу важно помнить, что конец оглобель должен располагаться рядом с гужами. Закрепляется через петли чересседельник с обеих сторон

Держа левую гужу, вставить в нее дугу, а затем перенести через шею лошади. При необходимости гужи перекручиваются, чтобы дуга из них не выскакивала.

На следующем этапе затягивается супонь таким образом, чтобы сошлись клещи хомута. Если что-то не сходится, происходит регулировка гужей. Здесь нужно прикрепить вожжи одним из двух способов, в зависимости от выезжанности лошади. Закрепить подбрюшник и чересседельник. Запряжка лошади завершена.

Только делать это, опираясь на голую теорию, не нужно. Лучше спросить совета у практиков, иначе это может плохо кончиться.

Приглашаем вступить в наш и группу во Вконтакте или Одноклассниках, где публикуются новые статьи, а также новости для садоводов и животноводов.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения. Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным. После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд. Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство. Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д

При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости. Погода при заездах должна быть благоприятной. Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса

Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений. Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади

Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений

Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади

Сонник — Лошади

Крепкие дружеские связи и успех в делах. Быть в седле — вы контролируете сложную ситуацию. Красивая лошадь — к успеху в любви, творчестве. Ехать верхом — вы будете победителем во всех обстоятельствах. Табун лошадей — ваше будущее принесет вам только безоблачные дни и впечатления. За вами гонится всадник — получение долгожданного известия

Белая лошадь — сон предвещает счастливую развязку важного для вас события. Черная лошадь — сулит скорое супружество

Пегая лошадь — прислушайтесь в вашей интуиции. Лошадь в яблоках — означает прочность дружеских связей и радость встреч с близкими по духу людьми. Встретить всадника на лошади — обретете защитника и покровителя. Наряженная лошадь — означает скорое получение новой должности. Мертвая лошадь — вас ждет большой выигрыш. Стреноженная лошадь — вам удастся вывести на чистую воду клеветника в вашем окружении. Лошадь пасется на лугу с сочной травой — вскоре вам предложат участвовать в деле, которое принесет прибыль. Кормить лошадь из рук — вскоре понадобится ваша помощь кому-то из близких. Лететь на крылатом скакуне — к славе. Неприрученная — к победе над врагами. Слушать ржание лошади — прислушайтесь к совету авторитетного человека. Лошадь сбросила седока — предвещает наступление счастливого времени и исполнение всех наших желаний. Покупать — к получению долгожданного известия. Продавать — избавление от обременяющего долга. Переезжать ручей верхом на лошади — ваши блестящие планы на будущее станут реальностью. Вы укрощаете лошадь — вас ожидает улучшение коммерческих дел. Представьте, что вы гарцуете на красивой, здоровой лошади; на остальных лошадях сидят ваши друзья.

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
дуга

Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей

Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Яблоня Китайка золотая ранняя описание сорта

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Поощрения и наказания

Лошадь отлично понимает интонации. Похвала должна произноситься довольным голосом, одними и теми же словами. Питомец хорошо реагирует на улыбку, поглаживание, легкое похлопывание по плечу. Лакомство (кусочек сахара, сухарик, яблоко, морковь) хорошо мотивирует животное. Но нужно соблюдать умеренность, чтобы не избаловать лошадь.

Воспитание лошади невозможно без мер наказания за непослушание. Однако шпоры и хлыст используются в особых случаях. Хорошо действует резкий окрик с недовольной интонацией. Если лошадь не выполнила одну команду, следует тут же дать ей две другие задачи. За послушное поведение нужно благодарить ее лакомством. Если конь кусается, то помогут слабые шлепки по морде, крупу. Каждый вид наказания должен следовать немедленно после совершения провинности, чтобы закрепить у лошади рефлекс.

Как правильно запрягать коня

Обычно русские сани по своему строению очень похожи на телегу. Они оборудованы оглоблей и дугой. Именно поэтому метод запрягания коня у них полностью одинаковый. В случаях, когда необходимо запрячь тройку лошадей, применяется троечная упряжь, в которой коренник обязательно запрягается в оглобли, а две другие лошади пристегиваются за шлеи.

Но необходимо заметить, что в Украине сани применялись рабочие с комбинированной дышловой и постомочной упряжью. Главным отличием подобной упряжи является наиболее простая конструкция, в которой вместо оглобли применяется только дышло, расположенное посредине саней, а конь пристегивается за постромки.

Порядок, запряжки лошади следующий:

  1. Подобно случаю с телегой обязательно вначале надевается уздечка на коня. Но в зимний период необходимо погреть в ладони металлический трензель, чтобы при очень низкой температуре он не травмировал нежные ткани рта коня.
  2. Далее на тело лошади надевается шлея с постромками. Необходимо завести коня к передней части саней справа от дышла, а потом за специально вдетые кольца пристегнуть постромки.
  3. Специально изготовленная цепь или ремень, которые принято называть нашильником от дышла, надевается на голову коня и располагается в наиболее узком отделе шеи. Это место находится сразу за затылком лошади.
  4. В конце пристегиваются вожжи и конные сани можно считать готовыми к применению.

Последовательность действий

Перед тем как запрягать коня, его необходимо внимательно осмотреть и почистить. Затем проверить целостность упряжи: она не должна иметь потертостей, трещин, разрывов. Если гужи разной длины, их следует сделать одинаковыми.

  • Когда этап проверки будет пройден, возьмите чересседельник и подбрюшник, соединенные кольцом, пропустите через него ремни. Натяните получившуюся петельку на оглоблю.
  • Наденьте на лошадь седелку, узду и хомут. Седелка должна оказаться на нижнем участке холки. Хомут надевается клещами вверх, затем его опускают и переворачивают.
  • Шлею кладут на холку и расправляют. Ремни совмещают с пряжками.
  • После первых действий животное должно зайти в оглоблю, перешагнуть через ее жердь.
  • Возьмите дугу и встаньте перед лошадью. Прислоните дугу к правому копыту, левой рукой перекрутите гуж.
  • Дуга вставляется в левый край петли гужа. Она должна оказаться в вырезе дуги.
  • Затяните хомут и обмотайте вокруг клещей супонь (ремень для стягивания хомута).
  • Привяжите лошадь к левой оглобле и вставьте хомут.
  • Накиньте на шею повод, прикрепите к гуже темляк (ремень, петля). Перекиньте через оглобли ремешки.
  • Прикрепите к удило (ремни уздечки) вожжи.

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  6. Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:

    • перешагнуть жердь;
  7. накатить элемент на коня;
  8. осадить в деталь около повозки.
  9. Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю. Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  10. Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  11. Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  12. Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  13. Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Смотрите видеоинструкцию по правильному запряганию лошади:

Состав упряжки

О том, что лошадь нужно запрягать, знает каждый, однако не все разбираются в строении упряжи, обеспечивающей осуществление задуманных действий. Следует запомнить, что упряжь имеет несколько главных составных элементов, которые мы ниже рассмотрим более подробно.

  1. Узда — наиболее доминантная составляющая, обязательная для управления животным во время езды. Узда представляет собой затылочный ремень, удило с кольцом. Она оснащена двумя ремнями на щеках и подбородке.
  2. Седелка — особое приспособление, прикрепляющее и фиксирующее запряжку, способную повысить тягу.
  3. Подпруга — элемент, который направлен на удержание седелки.
  4. Шлея — элемент, который позволяет удерживать хомут и фиксировать его во время передвижения. По виду это несколько регулирующихся ремешков.
  5. Чересседельник — ремень, который проходит в седелке. Креплением является оглобля. Подобный ремешок позволяет удерживать и фиксировать многие основные компоненты упряжи и осуществлять тягу.
  6. Хомут — элемент, служащий для обеспечения тяги от коня к устройству передвижения. Хомутина, клещи, покрышка, гужи, войлочная подкладка, кольцо и горт входят в состав хомута. Избавить лошадей от сдавливания можно с помощью «послабления» хомута.
  7. Подбрюшник — ремень, из названия которого уже ясно, где он крепится. Нужен для фиксации.
  8. Вожжи — компонент особенно важный, ведь благодаря ему движется повозка.
  9. Дуга — приспособление, которое служит соединительным элементом, амортизатором: гуж «сводит» хомут и оглоблю для смягчения рывков, ударов.

Повозка и телега могут передвигаться правильно, только если при запряжке учитывается важность каждого из элементов

Подведем итоги

Как запрячь коня – вопрос, который рано или поздно захочется задать любителям этих грациозных животных

И не важно, стали ли вы коневодом, или же просто отправились на такое необычное развлечение, или уехали жить в деревню. Главное, эту науку вам пришлось постичь, и сейчас самое время это сделать

Не забывайте, что мало просто научиться запрягать лошадь механически. Нужно разработать интуицию, дабы начать понимать, как животному удобно, а как нет, как меньше будет изнашиваться сбруя. Расторопный хозяин потратит совсем немного времени на то, чтобы разобраться, и при наличии желания у него все получится.

Николай Журавлёв главный редактор

Автор публикации 23.11.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector