Пермакультура

Гильдии — это взаимосвязанные мини-экосистемы

Понимание пользы гильдий пришло благодаря наблюдению за тем, как в естественных условиях определенные растения группируются вместе, демонстрируя, что их близость взаимовыгодна. Концепция создания гильдий еще относительно нова, и многие из ранних экспериментов все еще продолжаются.

Однако гильдии могут предоставить своего рода ориентир для создания взаимосвязанных экосистем в наших садах, что может снизить нагрузку на человека и повысить урожайность.

Обычно гильдии состоят из центрального элемента, такого как фруктовое дерево, и полезных и многофункциональных растений, которые естественным образом могут расти вместе. Например, под фруктовым деревом можно посадить растения, которые будут удобрять почву, отпугивать вредителей, привлекать полезных насекомых, создавать мульчу и подавлять сорняки.

Посадка гильдии потребует больше усилий, чем просто одиночного дерева, и понадобится чуть больше вложений из-за дополнительных растений. Но в конечном итоге гильдия станет более устойчивой и продуктивной системой.

Как именно вы устроите гильдию, зависит от пространства, которым вы располагаете. На большом участке можно создать большую гильдию под мощным, 20-метровым ореховым деревом, а при меньшей доступной территории центральный элемент будет менее крупным, например, это может быть карликовое фруктовое дерево или ягодный куст.

Перед тем, как приступить к созданию гильдии, выберите центральный элемент, соответствующий размеру вашего участка. Фруктовые и ореховые деревья можно объединить в группы, создав «супергильдию» или лесосад. Такую супергильдию можно сделать, например, в форме длинной живой изгороди.

Пример гильдии с яблоней

Наиболее распространенным примером является гильдия яблони. С яблоней в качестве центрального элемента вы можете предотвратить появления сорняков под деревом, отпугнуть грызунов, посадив кольцо нарциссов и душистого лука по границе распространения корней. Монарда, мелисса, укроп и фенхель, посаженные под деревом, будут привлекать опылителей.

Окопник, одуванчик, тысячелистник и белый клевер накапливают питательные вещества и фиксируют азот для удобрения почвы. Окопник и настурция обеспечат мульчу и зеленое удобрение. Монарда, душистый лук и тысячелистник источают сильный аромат, отпугивающий вредителей.

Сыр в масле

Пока суть да дело, к Подчерничью потянулись окрестные фермеры — узнали, что Настя и Илья открыли интернет–магазин, и стали предлагать им свою продукцию на реализацию. Так в ассортименте появились сыры, например скормоцца производства бренда «СыраМать» из соседней деревни. «СыраМать» — это предпринимательница Жанна Голованова, которая варит сыры из молока двух своих и нескольких соседских коров. Продавать его в псковской глубинке негде, вот интернет–магазин и в помощь. Сыры готовят еще четыре местных фермера. Доставку организуют несколько раз в месяц. В сезон это овощи и фрукты, зимой — сыр, хлеб на хмелевой закваске, мед, пряники, хвойный квас, травы — все от 10 фермеров, которые живут вокруг Подчерничья. Магазин приносит около 300 тыс. рублей в месяц, но к лету продажи думают нарастить. Кроме того, ездят на ярмарки в Петербург.

Настя и Илья ждут энтузиастов, молодые семьи, которые хотят жить на земле и питаться натуральной едой, выращенной своими руками. «Оформим им участок по себестоимости с условием, что они будут участвовать в развитии хозяйства своим трудом или деньгами», — говорит Илья Мельников.

Тихая революция Билла Моллисона

Научная разработка методики пермакультуры, представленной на практике Зеппом Хольцером, была опубликована в 70-х годах двадцатого века. Авторами этих публикаций являются австралийские натуралисты Дейвид Хольмгрен и Билл Моллисон. По определению биогеографа Моллисона пермакультура — это «система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей». Основной принцип построения хозяйства в данном случае заключается в том, что необходимо создавать устойчивые системы, которые способны самостоятельно обеспечить свои нужды и переработать свои отходы. Пермакультура Билла Моллисона включает в себя не только сельское хозяйство, но и архитектуру, экологию и даже маркетинг.

Билл Моллисон разрабатывал свою теорию много лет, изучая экосистемы леса и пустынь в Австралии. В результате исследований учёный пришел к выводу — растения всегда естественно группируются во взаимовыгодном сообществе. Опираясь на эти наблюдения, Моллисон считает, что при ведении хозяйства необходимо так соединять все его элементы, чтобы они помогали друг другу в процессе сосуществования.

На сегодняшний день Билл Моллисон является странствующим учителем, а многие называют его подстрекателем. После опубликования в 1978 году книги «Пермакультура» австралийский биогеограф начал международное движение по распространению своей теории, которое большинство ученых называют подрывным, и даже революционным. Благодаря просветительской деятельности Моллисона идеи пермакультуры распространились и прижились во многих странах мира, начиная от тропических лесов Южной Америки и заканчивая арктическими просторами Скандинавии.

Итак, подведём итоги. Пермакультура — это система организации, одной из главных целей которой является использование силы человеческого разума для замены мускульной силы и для максимального уменьшения использования энергоносителей. Для того чтобы выстроить такую самоорганизующуюся и самовосстанавливающуюся систему, необходимо внимательно изучать процессы, происходящие в дикой природе, и уже на основе этих знаний и наблюдений организовывать своё приусадебное хозяйство.

Принципы пермакультурных фермеров замечательно стимулируют процесс мышления:

Работа — это то, что приходится выполнять человеку, если он не смог устроить так, чтобы всё выполнялось само по себе. Например, мульча бережёт влагу, а вкопанные в землю дырявые шланги и ёмкости сами увлажнят почву при минимальном вмешательстве со стороны человека. Сюда же можно отнести изготовление солнечных водонагревателей и насосов, умную организацию и планировку посадок.

Любая потребность хозяйства должна удовлетворяться с помощью нескольких способов. Например, воду можно накапливать из осадков, а также беречь под мульчёй и интенсивными посадками. Кроме того, структурированная корнями и деятельностью дождевых червей почва гораздо лучше сохраняет влагу, чем бесструктурно-паханная.

Каждое растение и животное, любое устройство должно выполнять ряд полезных функций. Растения дают пищу и компост, их можно использовать как лекарство или пряности, они могут выступать медоносами либо отпугивать вредителей, накапливают азот в почве и структурируют её корнями. Животные дают нам мясо, навоз и помёт, а птицы ещё могут защищать сад от вредителей. Деревья дают плоды, могут выступать опорой для других растений, могут служить навесом и быть элементом дизайна. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Относитесь к своей земле с любовью и пониманием, ищите новые подходы, присматривайтесь к естественным природным процессам, и берите с них пример. Любой внимательный и мыслящий земледелец всегда сможет найти свой путь к гармоничному сосуществованию с природой.

Турищева Ольга, рмнт.ру

Кто виноват, и что делать?

Извечные русские вопросы. Первый, — кто виноват, отметем сразу. Ответ на него ясен, как Божий день. Да и почему сразу виноват. Решение не спонтанное. Обдуманное. Тут все понятно. Второй вопрос, — что делать, сложнее. Намного сложнее. Задаю его себе уже который год. Ношусь с этим вопросом, как дурак с писаной торбой. Ответ стал проявляться только сейчас. Стоит отметить, что  за все это время перманентно возникает желание участок продать. Даже, видимо, с выгодой это получиться сделать. Жена, опять же совсем не против этого. Есть желание, и оно очень сильное, вообще ничего не делать на участке. А зачем? На товарный выход продукции мы не рассчитываем. Пока проще купить. Какая-никакая зеленуха растет. Самые жаркие недели лета есть где скоротать опять же. Родню-друзей пригласить.

И тут, я, человек ничего не понимающий в земледелии, совершенно случайно натыкаюсь в Рунете на слово «сидераты». Краем глаза что-то про них читаю, и иду себе дальше по своим делам. А вечером это слово и вспомнить не могу, хотя мучительно понимаю, что за ним может стоять ответ на преследующий меня вопрос, «что делать». Наконец, надо отметить, что достаточно изворотливо,  слово было найдено на просторах Рунета. Началась эра, которую можно назвать:

Уникальная система на территории загородного дома

Создание пермакультуры на 6 сотках может показаться несбыточной мечтой. Однако попробовать все же стоит.

Опытные специалисты сначала анализируют свою территорию. Они учитывают:

  • климатические условия;
  • рельеф;
  • виды почвы;
  • направление ветра;
  • водоснабжение.

Далее проводят анализ растений и представителей местной фауны, которые будут взаимодействовать друг с другом. Затем приступают к проекту. Ведь он является основой создания оригинальной пермакультуры.

Насаждения располагают так, чтобы затрачивать, минимальное количество сил на их выращивание, уход и сбор урожая. Как правило, влаголюбивые культуры высаживают рядом с водоемом. Те, которые успешно переносят засуху, размещают на холмах. Неприхотливые растения выращивают в тени, а боящихся сквозняков, защищают постройками либо забором. Безусловно, на 6 сотках получится создать лишь несколько миниатюрных зон.

К примеру, на такой территории поместится максимум 5 фруктовых культур. Они займут половину предполагаемого участка. Пространство между ними пускают под огородные растения. Грядки делают не слишком широкими, но достаточно длинными. Располагают с юга на север, чтобы обеспечить культурам доступ солнечного света.

В центре площадки обустраивают искусственные водоемы из автомобильных покрышек. Такие резервуары привлекают земноводных, а также повышают уровень влажности воздуха. Некоторые огородники проводят капельный полив культур, особенно в засушливые месяцы. С помощью мульчи они сохраняют влагу почвы на протяжении всего сезона.

Даже на участке 6 соток реально выращивать различных птиц. Курятник и зону выгула возводят под сенью фруктовых деревьев. На окраине территории выделяют место для создания компостной массы. Как видно, даже на сравнительно небольшом участке земли реально использовать оригинальную идею земледелия.

Органическое (биологическое) сельское хозяйство

Второе направление, официально называемое традиционным или органическим сельским хозяйством, больше подходит для небольших площадей. Связано это с большими трудозатратами, использованием ручного труда. Урожайность выращиваемых культур при органических или биологических технологиях, ниже, чем при классическом ведении хозяйства, но, получаемая продукция, не содержит веществ, снижающих качество жизни населения.

Это направление связано с использованием разных способов выращивания сельскохозяйственной продукции без применения несвойственных почве веществ, вплоть до минеральных удобрений. Крупицы знаний, собранные воедино, позволили разработать технологию естественного восстановления плодородия почвы, ее лечения и «оживления». Было предложено и разработано много приемов сохранения и приумножения природной микрокультуры плодородного слоя почвы (полезные грибки, бактерии, земляные черви и др.), ее обработки с нанесением минимального урона.

Так, по результатам исследований пришли к выводу, что южные почвы нуждаются в глубокой обработке (25-27 см) с оборотом пласта. Теплый осенний период способствует сильному разрастанию сорняков и их осеменению, сохранению в верхнем слое вредителей, которые весной активно атакуют культурные посадки. Затяжные дожди вызывают развитие грибковых заболеваний. И, наоборот, у почв с небольшим гумусовым запасом (каштановые, бурые) нельзя нарушать порядок расположения почвенных горизонтов, выворачивая наружу нижний и, перемещая вниз верхний плодородный слой.

Разрабатываемые технологии рекомендовали ежегодное внесение органических и какой-то части минеральных туков, но без использования гербицидов и ядохимикатов, применение севооборотов на больших площадях и культурооборотов на малых дачных участках, что положительно воздействовало на состояние почвы, снимало почвенную усталость, замедляло разрушительные физико-химические процессы. Разрабатываемые технологии органического сельского хозяйства затрагивают, как правило, только работы «на земле», не вовлекая остальные стороны сельской жизни в единую систему.

Со временем стали появляться и набирают все большее количество, сторонники ведения сельскохозяйственного производства по системе пермакультуры.

Огород в пермакультуре. Caroline Aitke

Огород — лес

Возможно, самым тщательно разработанным огородом пермакультуры является лесной огород Роберта Харта из Шролшира.

Он имеет ярусную структуру естественного леса: полог состав­ляют фруктовые деревья, ниже — карликовые фруктовые деревья и орешник, затем, ягодные кусты, следом многолетние овощи и травы на уровне земли, плюс корнеплоды и вьющиеся растения.

Растения тщательно подобраны таким образом, чтобы они хорошо сочетались друг с другом: высокие деревья бросают только лёгкую тень, а кусты и травы хорошо переносят отсутствие света, поскольку, в естественных условиях, они растут в лесах, многие из трав служат пристанищем насекомых, которые поедают вредителей фруктовых деревьев, не говоря о том, что сами травы — съедобны, а деревья, в свою очередь, являются прекрасной живой опорой для вьющихся растений.

При таком интенсивном ярусном методе, уровень производства очень высок, а выполняемая работа ничтожно мала, по сравнению с обычным огородом той же величины.

Размер огорода Ханта 30х10 м, но лесной сад может быть и меньших размеров, он может даже разместиться в тени одного фруктового дерева.

Его можно рассматривать и как важный элемент сада пермакультуры, а не обязательно сад, как целое.

Рецепта идеального сада пермакультуры не существует.

Каждый сад должен быть распланирован, в зависимости от физических условий участка и, что не менее важно, от личных симпатий са­довника. Каждый из нас, обычно, выращивает то, что любит есть он сам и его семья, и делает это так, как ему удобно

Каждый из нас, обычно, выращивает то, что любит есть он сам и его семья, и делает это так, как ему удобно.

Пермакультура предлагает идеи, которые каждый из нас может воплотить по-своему.

Онлайн-курс «Новая история Земли»

Где: онлайнКогда: 12-29 мая 2021 года.Стоимость: 6000 рублей при оплате до 26 апреля, 7000 рублей — до 5 мая, после 5 мая — 8000 рублей.Ведущий: Игорь Польский, кандидат философских наук, магистр культурологии, педагог-психолог, со-основатель проекта «На грани», автор книги «Пилигрим: дневники начала конца света».

Курс создан для всех, кому интересна история Земли и глубокое понимание природы. Для тех, кто хочет честно разобраться, развить интегральное мышление, научиться системно и целостно смотреть на происходящие в мире изменения.

Это курс для тех, кто осознаёт, что текущая мировоззренческая парадигма и модель взаимоотношений человека с природой, с собой и другими является устаревшей и неадекватной. Для тех, кто на грани признания ситуации глобального экологического кризиса и хочет понять, как с этим жить и что можно делать.Наконец, этот курс для тех, кто любит природу и осознаёт (или хочет осознать) себя её частью.

Пермакультурная революция

С чего все началось?

Все началось с человека по имени Билл Моллисон. Молодость он провел в родной маленькой деревне в Тасмании, успев поработать лесником, мельником и охотником, а потом работал биологом в разных уголках Австралии и преподавал в Тасманийском университете.

То, что он наблюдал во время своей работы, ему совсем не нравилось: исчезали леса, рыбы и водоросли у побережья, урожаи падали, несмотря на применяемые химические вещества. В погоне за сверхурожайностью человек подошел к пределу тех ресурсов, которые казались ему неисчерпаемыми. Билл Моллисон задумался, почему существующие системы истощают землю – в то время как традиционные культуры по всему миру долгое время существуют на одном и том же участке, не истощая его.

Пермакультура – ответ на тот самый вопрос, возможно ли совмещение природы и цивилизации. Да, возможно – и для этого не нужно возвращаться к примитивному быту.

Билл Моллисон и его соратник Дэвид Холмгрен решили изучить, как действуют эти традиционные культуры, и применить это на практике. Из этого обобщенного опыта появилась концепция пермакультуры – постоянного земледелия, перманентной агрокультуры (permanent agriculture), системы дизайна на основе экологически целесообразных моделей.

Уже потом, в 1990-е стал известен Зепп Хольцер – в России в основном знают именно его пермакультуру. Отличия между ним и Биллом Моллисоном – примерно как между терапевтом и хирургом. Зепп Хольцер – это хирург, он сам создает ландшафт, который ему нужен. В Беларуси среди тех, кто следует принципам пермакультуры, большинство приверженцев Билла Моллисона.

Ирина Сухий, тогда председательница общественного объединения «Экодом», в 1994 году была на его семинаре – она привезла эту идею в Беларусь. После этого «Экодом» проводил семинары для желающих обучиться пермакультурному дизайну и создал команду пермакультурных дизайнеров и тренеров. Ниже – о пермакультуре Билла Моллисона.

Что такое пермакультура?

Как объяснить, что такое джаз? Один музыкант ответил: «Джаз – это то, о чем все знают, что это джаз». То же самое с пермакультурой. Это подход, который имеет свою целостность, и это заметно. Она рассматривает не только элементы, но и связи между ними, всю систему в целом. Невозможно создать показательный участок с пермакультурной грядкой. Это – противоположность пермакультуры: взять какой-то элемент, поместить его в пустое пространство и сказать, что это пермакультура. Пермакультура – это системный подход, и расчленить его на части невозможно.

Для опытных садоводов пермакультурный участок может выглядеть странно. В природе нет прямых линий, голой почвы и монокультур, поэтому в пермакультуре нет привычных прямых грядок, заполненных растениями одного вида. Грядки закручиваются в спирали, овощи растут вперемешку с цветами, а сорняки из ненавистных врагов превращаются в растения, которые защищают почву.

Пермакультура – это система дизайна, которая занимается растениями, животными, строениями и инфраструктурой (сюда входят вода, энергия и коммуникации). Задача пермакультуры – разрабатывать такие системы, которые были бы экономически жизнеспособны и целесообразны с экологической точки зрения. Это значит, что они должны обеспечивать сами себя, не истощать и не загрязнять окружающую среду: так они могут существовать очень долго.

Пермакультура включает в себя философию, практику, этику и экономику. Все основано на здравом смысле и законах природы: если ты пойдешь против них и будешь упрямо сажать теплолюбивые растения в холодном климате, ты только зря потратишь энергию и силы. Этика пермакультуры говорит о ценности любой жизни, а не только той, которая полезна для человека.

Как выглядят пермаучастки?

Защищенная растениями почва, а не глубокая вспашка и постоянная прополка

Смешанные посадки вместо монокультур

Биологическая защита растений (другие растения, птицы, хищные насекомые) вместо пестицидов

Использование существующего рельефа и природных форм вместо переделки участка и прямолинейных грядок

Использование местных устойчивых видов и сортов

Энергоэффективное планирование и использование возобновляемых источников энергии

Принципы пермакультурного мышления

Учиться у природы

Сотрудничество вместо борьбы

Минимум усилий – максимум результата

Превращать препятствия в помощников

Урожай не ограничен размерами и качеством участка

Начинать с малого

Брать на себя ответственность

История

Франклин Хирам Кинг впервые использовал термин «перманентная агрокультура» (permanent agriculture) в своей книге 1911-го года Фермеры сорока веков. В контексте книги под этим термином понимается агрокультура с неистощимыми ресурсами.

В 1929 Джозеф Рассел Смит использовал термин в подзаголовке книги «Лесозаготовки: Перманентная агрокультура» (Tree Crops: A Permanent Agriculture), в которой он изложил свой длительный опыт с выращиванием фруктов и орехов. В 1950 вышло исправленное и дополненное издание. Смит замечал: «„Лес — поле — плуг — пустыня“ — таков цикл холмов под влиянием глубокой вспашки… Когда мы развиваем агрокультуру подходящим образом, мы получаем почти вечную плодоносящую землю». Смит смотрел на мир как на всеобщее взаимодействие, предполагал связь деревьев с растущими под ними растениями.

Работа Говарда Т. Одума имела также влияние на пермакультуру на раннем этапе, особенно для Хольмгрена. Одум сосредоточился на системе экологии, в частности «принципе максимальной мощности», который утверждает, что природные системы стремятся к максимизации энергии во всей системе. Например, общее количество тепла в лесу очень высоко, вместе с массой растений и животных. Это эффективный конвертер солнечного света в биомассу. С другой стороны, пшеничное поле имеет намного меньше энергии и часто нуждается в большем её количестве, иначе говоря, удобрении.

Персиваль Альфред Йоменс в книге 1973 года «Вода для каждой фермы» (Water for Every Farm) поддержал идею «постоянного земледелия» на самоподдерживающейся земле. Он ввёл метод земледелия, основанный на наблюдении, в Австралии в 1940-х, а затем предложил более рациональное использование водных ресурсов («контурный дизайн» или «дизайн ключевой линии») в 1950-х.

Другие ранние влияния: работы Эстер Динс, одной из первооткрывательниц метода садоводства без глубокой вспашки, и Масанобу Фукуоки, который пропагандировал этот же метод в Японии в конце 1930-х.

Недавние влияния: Система «Овощная аквакультура с использованием животных» во Вьетнаме, поддерживаемая правительством[источник не указан 2131 день].

Моллисон и Хольмгрен

В середине 1970-х австралийцы Билл Моллисон и Дэвид Хольмгрен начали развивать идеи о стабильных системах агрокультуры. Причиной этому послужил стремительный рост истощения земель и водных ресурсов методами современной агрокультуры, уничтожающими биоразнообразие и миллиарды тонн верхнего слоя почвы с ранее плодородных земель. Свои идеи они начали с издания книги «Пермакультура, ч. 1» в 1978 г. Далее они развивали идеи, проектируя сотни мест на основе принципов пермакультуры и собирая более детальную информацию для последующих книг. Моллисон вёл лекции в более чем 80 странах, обучая сотни студентов на двухнедельных курсах природного дизайна. К началу 1980-х идеи расширились от земледелия до экопоселений. К середине 1980-х многие студенты после практики стали сами обучать других, и в скором времени в сотне стран появились пермакультурные группы, сообщества, институты[источник не указан 2131 день]. В 1991 году на телевидении[каком?] был показан четырёхсерийный документальный фильм производства компании ABC «Великий земледелец» (The Global Gardener), где показывались методы применения пермакультуры во всём мире.

Дальнейшее развитие и современное состояние

Пермакультурный сад

Благодаря курсам Моллисона из Австралии пермакультура распространилась по всему миру. В настоящее время[когда?] существует множество местных ассоциаций пермакультуры, консультативных центров и групп в Австралии, Великобритании, Мексике, Южной Америке, Канаде, Новой Зеландии, Европе и Африке, многие из них выпускают бюллетени, которые информируют о местных событиях.

В целом мировое пермакультурное сообщество состоит из совершенно независимых маленьких групп. Земельные участки, на которых эти группы работают, разные — от маленькой усадьбы до площадей в десятки гектаров.

Каждые два года в разных странах проводится Конференция по пермакультуре. На ней окончившие курсы пермакультурного дизайна делятся опытом и умениями, обсуждают свою работу и демонстрируют иллюстративные материалы, определяя новые направления деятельности.

Вызов промышленному сельскому хозяйству современности

Высоко в Австрийских Альпах, где воздух обжигает чистотой и прозрачностью, расположено фермерское хозяйство известного во всем мире агрария-революционера Зеппа Хольцера. В 1962 году он унаследовал от родителей горную ферму, и, вопреки всем правилам и канонам агротехнической науки, создал на своём участке уникальную экологически стабильную биосистему, заселённую множеством птиц и животных, богатую декоративными и лекарственными растениями, фруктовыми деревьями и овощными культурами.

Ферма Зеппа Хольцера расположена на высоте 1100–1500 метров над уровнем моря, и среднегодовая температура здесь не превышает 4,5–5 градусов. И вот в этих жёстких климатических условиях австрийский земледелец выращивает такие теплолюбивые деревья, как абрикос, черешня, слива и даже лимон, используя в качестве накопителей тепла большие валуны и горные склоны.

Все нюансы и детали этой уникальной системы разрабатывались и совершенствовались на протяжении нескольких десятилетий, начиная от использования древних сортов фруктовых деревьев и морозоустойчивых сибирских злаков, заканчивая изобретением специальных технологий удержания и распределения солнечного тепла и влаги.

Хольцер спроектировал и организовал сложнейшую систему, состоящую из 72 водоёмов, связанных между собой. В низинах устроены углубления для сбора дождевой воды, которая по трубопроводам и попадает в эти пруды. Благодаря несложным механическим приспособлениям создается давление по всей системе, от которого приводится в действие генератор, обеспечивающий электроэнергией все хозяйство.

С помощью системы водоёмов Зепп Хольцер добился того, что в солнечные дни вода отражает лучи таким образом, что они попадают на склон в том месте, где недостаточно солнца. Созданная система позволяет полностью решить проблему полива — никакие растения в фермерском хозяйстве специально не поливаются.

На сегодняшний день пруды в хозяйстве австрийского фермера являются частью производственной базы. Здесь в больших количествах живут карпы, форель, щука, сомы. Рыба, выращенная в естественных условиях и питающаяся натуральным кормом, обладает исключительными вкусовыми качествами и пользуется огромным спросом.

Зепп Хольцер уверен, что если в хозяйстве все устроено правильно, как в естественных природных условиях, то работа земледельца значительно упрощается. Основной его целью при организации фермы было максимальное сходство с дикой природой. Все животные у Хольцера живут на свободе, сами питаются и помогают фермеру обрабатывать землю. «У свиней спереди — плуг, а сзади — разбрасыватель удобрений. Если я правильно управляю свиньями, мне не нужно пахать машинами каменистые или труднодоступные поля, это делают животные» — рассказывает Хольцер. Он разбрасывает корм именно в тех местах, где требуется рыхление. Свиньи пропахивают землю на глубину 15–20 сантиметров, при этом часть семян поедают, а часть заделывают в почву.

Зепп Хольцер утверждает, что монокультурье является одним из основных врагов природы и человека. На его горной ферме каждый сорняк выполняет свою функцию. Сеет фермер 45 культур одновременно (семена находятся вперемешку в одном мешке). Сбор урожая в хозяйстве напоминает сбор грибов в лесу — то там, то тут выглядывает капуста или листья салата, и нигде нет огромных массивов одной культуры.

Все методы и приемы Хольцера опираются на устранение искусственного вмешательства в жизнь природы. Например, он не обрезает ветки фруктовых деревьев — таким образом они сохраняют пружинистость и не ломаются даже при сильных нагрузках.

Свой метод ведения хозяйства Зепп Хольцер считает сельским хозяйством будущего. По его мнению, на сегодняшний день слишком много энергии и усилий тратится на производство продуктов питания, что особенно актуально при дефиците энергоносителей. А самое главное — все традиционные методы хозяйствования слишком негативно влияют на состояние окружающей среды и здоровье людей. Австрийский аграрий призывает вникнуть в течение натуральных процессов и дать возможность природе производить то, что для неё естественно.

Прадед натурального фермерства

Прародителем и основателем движения пермакультуры на сегодняшний день считается японский аграрий и микробиолог Масанобу Фукуока. Он одним из первых доказал на практике ошибочность целей интенсивно-химического растениеводства.

В 1975 году увидела свет знаменитая книга Масанобу «Революция одной соломинки», где он чётко сформировал четыре принципа, которые легли в основу современного органического земледелия:

Первый — отказ от глубокой обработки почвы с переворотом пласта. Этот принцип является основой основ натурального земледелия и пропагандирует бережное отношение к земле, как к живому организму.

Второй — это отказ от использования удобрений. Масанобу Фукуока уверен, что оставленная в покое почва сама способна восстанавливать плодородие естественным путем, благодаря жизнедеятельности растений и животных.

Третий — отказ от прополки, так как сорняки играют немаловажную роль в поддержании экологического равновесия. Суть этого принципа заключается в том, что сорняки нужно не уничтожать, а сдерживать. Для этого на рисовых полях Фукуоки используется мульча из соломы, посеянный под культурные растения белый клевер и временное затопление почвы.

Четвертый — отказ от использования ядохимикатов. Масанобу Фукуока утверждает, что в дикой природе всегда существует некоторое количество насекомых-вредителей и различных микроорганизмов, вызывающих заболевания растений. Однако, благодаря чётко сбалансированному экологическому равновесию, они не распространяются до опасного уровня.

К моменту публикации книги земля в поместье Фукуоки не подвергалась обработке уже в течение 25 лет. При этом он получал рекордно высокие урожаи риса по сравнению с другими хозяйствами страны. Знаменитый японский микробиолог считал, что чем интенсивнее развивается земледельческая наука, тем меньше шансов у человечества осознать природу и понять процессы, происходящие в ней. По мнению Масанобу Фукуоки, любое активное вмешательство в природу оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды, а, значит, и на здоровье человечества. Единственно правильный путь, по убеждению Фукуоки — это сотрудничество с природой, умение понимать её и учиться на её примерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector